16 декабря в пятницу в 19.00 в галерее «Виктория» состоится открытие совместной с московским Музеем современного искусства «Гараж» выставки «Открытые системы»/«Самонедостаточность». Выставка состоит из двух частей. Первая часть – проект Музея «Гараж» «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015» исследует опыты самоорганизации локальных арт-сообществ в разных городах России. В обход официальных и коммерческих институций художники устраивают творческие мастерские, квартирные выставки, уличные фестивали – создают автономные арт-пространства, независимые от внешнего давления. Проект Музея «Гараж» представляет карту таких художественных самоорганизаций новейшего времени, акцентируя внимание на новых типах коммуникации, на их региональной специфике и на том, как общие тренды проявляются в тех или иных городах. Проект «Открытые системы» уже прошел в Москве, Краснодаре, Екатеринбурге и Красноярске. Самара вошла в исследование «Открытых систем» с тремя проектами: Галереей актуального искусства «XI комнат», созданной студентами СГАСУ и андеграундной в прямом смысле слова (располагавшейся в подвале), «Галереей одной работы», которая совмещала студию и выставочное пространство для одного произведения, и акционистским проектом «Лёд».
Эти и еще 60 проектов из 12 городов показывают многообразие подходов, локаций и художественных практик. Собранные вместе в этой выставке-архиве, они складываются в альтернативную историю новейшего искусства России. Вторая часть выставки называется «Самонедостаточность» и представляет перспективу нового самарского искусства – художников, которые в разное время принимали активное участие в перечисленных выше самоорганизованных проектах и стали инициаторами новых художественных процессов. В экспозиции будут показаны их актуальные работы, часть которых сделана специально для выставки. В «Самонедостаточности» художники предстают не как авторы-одиночки, но как члены сложноорганизованного сообщества. Фланируя между дружескими тусовками и творческими коллаборациями, они постоянно формируют новые связи и новые творческие продукты, через которые кристаллизуется локальный эстетический дискурс и обновляется художественная жизнь города. Куратор, художница Анастасия Альбокринова, выстраивает личную перспективу самарского искусства, бросая взгляд в ещё свежее прошлое и пытаясь определить ту случайную и неслучайную роль, которую играет для настоящего – минувшее: состоявшиеся и несостоявшиеся встречи, сделанные и не сделанные выборы, созданные и несозданные произведения.