ДОСТОЯНИЕ.
ЕСТЕСТВО
В пятницу 2 сентября в 19.00 в галерее «Виктория» состоится открытие выставки «Естество». Это вторая выставка в рамках проекта «Достояние», посвященного исследованию регулятивной, спекулятивной и репрессивной роли культуры в формировании «вечных ценностей» и общих понятий, традиционно воспринимаемых как «само собой разумеющиеся». Проект «Достояние» включает в себя три выставки, последовательно испытывающие на прочность три «общечеловеческие» категории: возвышающее нас классическое искусство, умиротворяющая природа и национальная гордость. Соответственно, первая выставка проекта, проходившая в галерее «Виктория» в мае-июне этого года, называлась «Высокое классическое» и была посвящена понятию «классика». Третья и заключительная выставка цикла – «Народность» – подвергнет осмыслению категорию «национальность» и планируется зимой. Во второй части проекта – выставке «Естество» – объектом художественной рефлексии становится Природа. В политической риторике Природа выступает как некий «старший», гарант патриархальности и традиционности, и, обладая способностью убеждать, она часто становилась инструментом в национальных и социальных конфликтах. Начиная с эпохи Возрождения, в культуре уживались идеи подражания природе и необходимости домысливать ее, приводить в порядок. В начале XIX века Гёте противопоставлял научному исследованию природы – экспериментальному, кабинетному, искусственному – изучение природы, основанное на непосредственном наблюдении. Сейчас мы переживаем новый этап в восприятии природы – из объекта культа и культивации она превращается в «собеседника». Художники формулируют свои отношения с природой как добрососедские, а идеи природы как эволюционирующего сообщества проникли в искусство, сменив идеи дискретности и креационизма.
Куратор: Сергей Баландин
Выставка «Естество» будет состоять из двух разделов, радикально противопоставляющих эти два принципа понимания Природы. В первом разделе «Насилие и эксплуатация» представлены «открыточные» натюрморты Владимира Дубосарского, фотографии экспонатов зоомузея, сделанные Олегом Куликом, видео 1927 года, фиксирующее эксперименты академика Ивана Павлова, а также работы из серии «Homo Lignum» Игоря Макаревича, герой которой мечтает превратиться в дерево. Второй раздел – «Свобода и соучастие» – посвящен живому взаимодействию художника с природной средой: Илья Долгов, подобно советскому писателю Виталию Бианки, ведет «Лесную газету» и создает акварельный цикл «Гербарий», перформансисты Римма и Валерий Герловины, Андрей Кузькин и арт-группа «Гнездо» совершают свою интервенцию в природный ландшафт, Оксана Стогова работает в области ленд-арта, Илья Федоров-Фёдотов создает объекты и инсталляции с использованием биоматериалов, Олег Кулик инсценирует межвидовую «семью будущего» . Также на выставке представлены видеопоэзия Анны Толкачевой и стихотворение Веры Павловой. Экспозиция включает в себя произведения классиков современного российского искусства и молодых актуальных художников. Работы предоставлены Государственным центром современного искусства, Московским музеем современного искусства и самими авторами.
Выставка работает со 2 сентября по 16 октября
Участники: Римма и Валерий Герловины, Владимир Дубосарский, Илья
Долгов, Олег Кулик, Андрей Кузькин, Игорь Макаревич, Вера Павлова, Оксана
Стогова, Анна Толкачева, Илья Федотов-Фёдоров, арт-группа «Гнездо».