Выставка станет первой из трёх в цикле «Достояние», посвящённом общечеловеческим ценностям.
Культурное наследие огромно и многообразно, но всё же у большинства «классическое» ассоциируется с благородностью, нравственной чистотой, аристократичностью, оторванностью от суеты, философским спокойствием и созерцательностью. Представление о «классике», согласуясь с этимологией слова, напоминает об элитаризме философии Платона, изображает не живого человека, а идею человека, не отношения, а идею отношений. Понятие «классического» обещает нам идеал, который материя часто не в силах воплотить. «Классика» выступает как мираж, манящий человека теми или иными деталями, но никогда не складывающийся в целое.
Идеи наследования и преемственности являются одними из фундаментальных принципов, лежащих в основе культуры. В политической риторике «классика» часто выступает одновременно и как гарант культурного общества и как «прокрустово ложе».
В то же время в дискурсе гражданской активности обращение к классическому идеалу в искусстве воспринимается как эскапизм, побег от актуальных проблем. Но вполне вероятно, что для многих художников создание «спокойных» произведений - это попытка сохранить «человеческое лицо» в информационной войне, частью которого стало сегодня искусство.
Экспозиция открывается фильмом Павла Когана «Взгляните на лицо» (1966), в котором особое внимание режиссера занимает разнообразие и индивидуальность посетителей Эрмитажа. В работах художников сталкиваются возвышенный образ человека и живые люди, современные социальные и политические реалии. Авторов выставки можно условно разделить на три группы. Одни создают апологии искусству прошлого, любуясь ее руинированным состоянием сегодня (Д.Гутов, В.Кошляков). Другие пытаются найти ее аналоги в современном мире, подставляя под «классические» лекала тела современных людей, в результате получая то ностальгический, то критический, то сатирический, продукт (АЕС+Ф, В.Алимпиев, П.Канис, А.Повзнер, Е.Ковылина, Т.Подмаркова, А.Салахова). И наконец, третьи вводят в свои работы современников в качестве реципиентов произведения искусства (Павел Коган, арт-группы «МишМаш» и «Что делать?»)
В экспозиции представлены живопись, скульптура и видео из собраний Московского музея современного искусства, фонда «Екатерина» (Москва), галереи «Триумф» (Москва) и Госфильмофонда России.
Участники: Виктор Алимпиев, Георгий Гурьянов, Дмитрий Гутов, Полина Канис, Елена Ковылина, Павел Коган, Валерий Кошляков, Татьяна Подмаркова, Александр Повзнер, Айдан Салахова, арт-группы «АЕС+Ф, «МишМаш», «Что делать?»